Андрон-Пермь
Главная О компании Каталог Предлагаемые решения Публикации Партнёры Галерея Контакты Карта сайта

Публикации / Аутсорсинг в обслуживании систем безопасности. Преимущества и недостатки.

Аутсорсинг в обслуживании систем безопасности. Преимущества и недостатки.

Источник: Вестник Пермской Торгово-Промышленной Палаты

Необходимость появления статьи обусловлена тем, что в большинстве случаев при заключении договора на техническое обслуживание сторонами, как заказчиком, так и исполнителем, применяются формальные подходы.
 Применение формальных подходов создаёт ситуацию, при которой у одной стороны появляются права (получать денежные средства), а у другой только обязанности (оплачивать услуги).
 
 
 В настоящее время понятие аутсорсинг получило широкое хождение и всё чаще стало встречаться в обиходе делового общения. Этимология слова аутсорсинг берёт своё начало от английского и означает - использование внешнего источника, ресурса.
Аутсорсинг  передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.
 
Что же такое аутсорсинг систем безопасности? Какие преимущества и недостатки аутсорсинга применительно к обслуживанию систем технической безопасности необходимо принимать во внимание собственником?
Основной целью аутсорсинга является - оптимизация расходов.
 
Под обслуживанием систем технической безопасности в данной статье подразумевается:
- обслуживание систем охранно-пожарной сигнализации;
- обслуживание систем видеонаблюдения;
- обслуживание систем автоматического учёта (определение государственных регистрационных номеров автотранспортного и железнодорожного подвижного состава при въезде и взвешивании, контроль кассовых операций и др.);
- обслуживание систем контроля и управления доступом;
- обслуживание других составляющих системы технической безопасности, как отдельными компонентами, так и будучи интегрированными, в единый комплекс управления бизнес-процессами (системы специального освещения, исполнительные механизмы и т.д.).
 
Для большей наглядности разделим системы безопасности предприятия на три вида:
1. Законченное, грамотное с точки зрения проектирования и монтажа, техническое решение.
 В этом случае после подписания собственником акта выполненных работ система будет нуждаться только в сервисном обслуживании.
2. Проблемное решение, требующее вмешательства квалифицированных специалистов для исправления допущенных ошибок.
 Этот случай потребует выявление и устранение причин, оказывающих негативное влияние на работу системы безопасности.
3. Развивающееся техническое решение под нужды собственника.
 Относится к наиболее сложному, так как помимо обслуживания требует увеличения функциональных возможностей системы и гармоничного включения, вновь устанавливаемых компонентов в состав работающего комплекса. Таким образом, кроме вопросов обслуживания приходится решать дополнительные задачи по монтажу элементов и перенастройки работы системы безопасности.
 
Идеальным вариантом для фирмы-аутсорсера является наличие на предприятии концепции системы безопасности согласованной со всеми службами предприятия и утверждённой собственником или советом директоров. Не последнюю роль оказывает наличие проекта на ранее внедрённые технические решения, так как это существенно экономит время, необходимое компании аутсорсеру для ознакомления с текущим состоянием систем безопасности и начальным сроком выполнения своих обязательств по договору.
Худшим вариантом окажетсяхаотичное развитие систем безопасности, результатом коего является низкий коэффициент полезного действия от внедряемых решений, а также отсутствие понимания конечной цели, как у самого собственника, так и подрядной организации.
 Причиной хаотичного расширения, в большинстве случаев, является необоснованная экономия средств на этапе проектирования системы безопасности, отсутствие концепции (определение цели и места системы безопасности в составе бизнес процессов предприятия) и как следствие привлечение к работе индивидуальных предпринимателей, фирм или просто хороших знакомых, присутствующих на рынке услуг через демпинговые схемы.
 
Возвращаясь к вопросу обслуживания, необходимо обратить особое внимание на часто встречающееся заблуждение, когда сервисное и гарантийное обслуживание рассматривается собственниками как идентичные понятия. Ответственно заявляем, что это не так! Примеров окружающих нас в быту множество, одним из примеров является приобретение автомобиля, где гарантийный срок не освобождает владельца от затрат в ходе эксплуатации (плановые технические обслуживания на возмездной основе). Почему в отношении систем безопасности сложилась иная практика непонятно! Скорее всего, причиной подмены понятий или их смешения, является, низкая культура обслуживающих организаций, которая просматривается через отсутствие разъяснительной работы с клиентом.
 Отсутствие разъяснительной работы и детально прописанного договора на техническое обслуживание возводит услугу обслуживания в ранг непонятной и может повлечь за собой отказ собственника от договора, с последующим перекладыванием части обязанностей по обслуживанию на плечи штатных сотрудников, как правило, под эту категорию попадают специалисты отдела АСУ, именуемые в народе «компьютерщиками».
 
 Мы не исключаем, что часть возникающих вопросов в ходе обслуживания может быть решена силами собственника. Это обосновано в тех случаях, когда квалификация персонала позволяет самим проделывать такие операции как – перезагрузка системы, смена паролей и работа с архивами (в пределах своей компетенции), отработан порядок действий в случае возникновения каких-либо ситуаций (отключение электричества), освоены простейшие монтажные операции и т.д. Но требуется учитывать, что любое техническое направление деятельности имеет свои, присущие только ему особенности, то есть, полноценное обслуживание систем технической безопасности выходит за рамки простейших манипуляций типа - установки охранных датчиков и прикручивания видеокамер к несущим конструкциям производственных помещений, а также устранения пыли с линз.
 Собственник должен принимать во внимание, что профессиональные знания специалиста, в своей сфере деятельности, становятся отличительной особенностью от штатного, сфера деятельности которого только на первый взгляд может быть схожа.
 Практический опыт показывает, что требования со стороны собственника в адрес штатных сотрудников о более глубоком изучении систем неизбежно влечёт требования о повышении оплаты труда, либо становится причиной саботирования основных и дополнительных обязанностей (скрытая форма протеста).
 При расширении штата сотрудников собственнику необходимо понимать, что подбор группы специалистов необходимо осуществлять не только по интеллектуальной, но и по моральной составляющей, так как на практике встречались случаи, когда закупленное для обслуживания системы оборудование использовалось в личных целях с отнесением расходов по содержанию и обслуживанию на предприятие. В некоторых случаях обученные сотрудники тайком от собственника организовывали своё предприятие или требовали (вымогали) существенного повышения оплаты труда под угрозой увольнения. Определить моральные качества, при приёме сотрудника, позволяют специализированные организации, деятельность которых направлена на подбор и проверку персонала. Тематика подбора и проверки персонала является предметом другой статьи, и раскрываться в данной статье не будет.
 
Сравнительная таблица возможных затрат и организационных вопросов возникающих при обслуживании системы безопасности предприятия собственным персоналом или подрядной организацией.
 

 

Собственный персонал
Привлекаемый персонал
Необходимость посещения городских, региональных и международных специализированных выставок и семинаров
Требуется
Не требуется
Обучение сотрудников в специализированных центрах по краткосрочным программам (производители и инсталяторы систем безопасности)
Требуется
Не требуется
Необходимость постоянного приобретения для тестирования новинок оборудования (НИОКР)
Требуется
Не требуется
Оформление юридических отношений
Трудовой договор
Договор оказания услуг
Социальные гарантии
Несёт собственник
Несёт подрядная организация
Расходы по линии фонда оплаты труда в виде налоговых отчислений
Да
Нет
Расширение штата
Требуется
Не требуется
Контроль над исполнением функциональных обязанностей
Есть
Есть
Совмещение обязанностей (оператор, техник, администратор и т.д.)
Имеется (путём издания распоряжений, повышения заработной платы)
Имеется (путём подписания дополнительного соглашения)
Возможность оперативного внесения изменений в режим работы
Устанавливается трудовым законодательством и внутренними регламентирующими документами
Оформляется дополнительным соглашением
к основному договору
Приобретение специализированного оборудования и инструмента для работы с системой
Требуется
Не требуется
Выполнение условий конфиденциальности
Имеется
Имеется

 

 
На наш взгляд, привлечение сторонней организации во многих случаях освобождает собственника от не профильного вида деятельности и расходов на приобретение оборудования, необходимого для обслуживания системы.
 
Некоторые моменты, на которые рекомендуется обращать внимание при заключении договора обслуживания систем безопасности.
 
Формулировка предмета договора.
 Необходимо чётко понимать, что договор заключается именно на техническое обслуживание, а не на что-то другое.
Сдача и приёмка работ.
 Необходимость ремонта или замены оборудования подтверждается актом, характеризующим причину неисправности и стоимость восстановительных работ перед выставлением счёта. Это исключает возможность нецелесообразного ремонта.
 Выполненные и ремонтно-восстановительные работы подтверждаются актом с указанием замененных комплектующих и установлением гарантийного срока службы восстановленного оборудования. Такой подход обеспечивает прозрачность ремонта и исключает повторную оплату однотипного вида ремонта.
Конфиденциальность.
 Является одним из наиболее важных пунктов договора.
 В нём необходимо отразить наиболее важные и уязвимые в случае возможной утечки информации пункты.
- инфраструктура объекта;
- тип и особенности работы системы безопасности;
- программные и аппаратные методы защиты и коды доступа;
- и другие моменты, отражающие специфичность производства или установленного оборудования.
Возможно включение пункта по содержанию текста договора, его цене, техническому заданию и др.
Обязанности и ответственность сторон.
 В этом пункте необходимо предусмотреть механизм:
 - отправления и принятия заявок о неисправности системы безопасности или отдельных элементов;
 - обоснование необходимости и целесообразности ремонта или развития системы безопасности;
 - выдачи рекомендаций, направленных на упреждение выхода оборудования из строя;
 - предоставления допуска на объект Заказчика для выполнения условий договора.
 - и т.д.
Ценовой диапазон.
 Не секрет, что существенную роль на заключение договора обслуживания оказывает стоимость.
 Сумма договора обслуживания может отличаться в зависимости от концепции объекта, критического времени простоя системы безопасности или учёта.
 Первостепенное значение на стоимость договора оказывает:
 - периодичность облуживания (ежемесячно, квартально, по вызову и т.д.),
 - время реагирования (1- час или более, но в пределах дня размещения заявки и т.д.).
 - удалённость объекта.
 - специфика и сложность установленного оборудования.
 Если собственник изъявляет желание об оперативности оказания услуги при возникновении нештатной ситуации 24-часа в сутки, то необходимо понимать, что за такой комфорт придется заплатить больше.
Приложения к договору.
 В отдельном приложении к договору необходимо описать передаваемое на обслуживание оборудование, оформленное в виде описи (спецификации). Это позволит, в случае расторжения договора, избежать хищения или подмены оборудования недобросовестными сотрудниками фирмы обслуживающей организации.
Необходимо так же приложить к основному договору технологические карты, регламентирующие обслуживание элементов системы безопасности.
Проверьте соответствие пунктов перечисленных в технологических картах с реально существующими.
 Так, например, удаление загрязнений с оптики видеокамер должно производиться с применением специальных чистящих средств, а не подручными средствами.
 
Широко распространённой является практика ведения журналов технического обслуживания.
В них сотрудниками заказчика вносятся замечания и предложения по работе системы безопасности. После проведения регламентных или ремонтно-восстановительных работ сотрудники фирмы обслуживающей организации делают запись о результатах или о причине помешавшей их провести.
Это позволит вести более детальный контроль над работой собственного персонала и технических специалистов обслуживающей фирмы. А так же облегчит понимание ситуации для прибывшего по вызову технического специалиста.
 
Внесение записей в журнал операторами о характере работоспособности системы необходимо для анализа ситуации и быстрого принятия решения обслуживающим специалистом, особенно когда речь идёт о так называемой «плавающей неисправности» или когда сбой работоспособности системы вызваны запуском на объекте специфичного оборудования или проведением строительных работ (сварочные работы, запылённость помещения и др.).
 
 Зачастую техническим специалистам приходится обучать операторов системы безопасности основам работы с ней, так как не подготовленный или низко квалифицированный персонал заказчика своими действиями способен привести систему в неисправное состояние, нарушить гарантийные обязательства на оборудование или сорвать проведение технического обслуживания.
 В итоге финансовые потери при последующем ремонте могут быть сопоставимы с покупкой нового оборудования или потерей важной информации, хранящейся на цифровых носителях системы.
Перечисленные выше ситуации не являются исчерпывающими, мы постарались описать лишь наиболее типичные. Поэтому при принятии решения по выбору формы обслуживания системы безопасности собственник должен руководствоваться здравым, внимательно изучать поступающие ему предложения, ну, а если краеугольным камнем становится цена – то экономия средств должна быть разумной, то есть, не в ущерб безопасности на его объекте.
Златин Вячеслав
Генеральный директор ООО «Адрон»
Хуртаев Алексей Эксперт-аналитик ООО «Адрон»
тел. 8 (342) 215-06-07

 
Content

Введите свои данные и мы обязательно вам позвоним:

Имя

Телефон